1. Что такое квадроцикл?
Квадроцикл
(также называемый квадриком, мотовездеходом, четырехколесником, ATV
(all-terrain vehicle), quad, 4-wheeler) – небольшое открытое
транспортное средство, предназначенное для внедорожного использования.
Посадка водителя и способ управления этими аппаратами аналогичны
мотоциклам, только четыре колеса вместо двух придают аппарату
устойчивость и стабильность на низких скоростях. Большинство
квадроциклов, как следует из названия, - четырехколесные, хотя
встречаются и трех-, и даже шестиколесные варианты. Объем двигателя у
этих машин чаще всего варьируется в диапазоне от 49 до 950 куб. см.
Обычно квадроциклы чаще всего бывают одноместные, реже двухместные,
способ посадки у двухместных – как у мотоцикла, друг за другом. Но при
этом стоит отметить, что в последнее время все большее распространение
получают двухместные квадроциклы с параллельным расположением сидений,
т.е. где водитель и пассажир сидят рядом.
2. История квадроциклов
Квадроциклы
появились на свет относительно недавно. Считается, что их предками были
небольшие моторизованные амфибии, которые появились в США в 1960-х гг.
Это были небольшие внедорожные транспортные средства, конструкция
которых позволяла им не только ездить по бездорожью, но и преодолевать
водные преграды – такие как ручьи, небольшие реки, пруды и болота.
Корпус таких аппаратов изготавливался обычно из твердого пластика, при
этом они имели шесть колес (все ведущие) и шины низкого давления (3PSI
или 0,21 бар). У этих машин не было никакой подвески, и руль они имели
либо наподобие автомобильного, либо вообще рулили рычагами.
Когда на смену таким машинам пришли аппараты, которые сейчас называют
мотовездеходами, ATV или квадроциклами, вышеописанные транспортные
средства выделились в отдельный класс, который в английской традиции
получил наименование AATV (amphibious all-terrain vehicles), а в
отечественной часто называется миниамфибиями или просто амфибиями. Эти
машины не такие быстрые, как другие ATV, зато они отлично ведут себя на
небольших скоростях, вместительные и умеют плавать. Сейчас такие
аппараты производят, например, американская MAX под одноименным брендом
и канадская Ontario Drive&Gear Limited (ODG) под брендом Argo.
Самый первый мотовездеход сделала японская Honda в 1970 году. Тогда
это был еще не квадроцикл, а трицикл – трехколесный аппарат получил
модельное обозначение US90. Это был небольшой аппаратик с 4-ступенчатой
коробкой передач и двигателем в 90 кубиков, предназначавшийся прежде
всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого
давления (2,2PSI или 0,15 бар) и за счет очень малого удельного
давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень
большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели
пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колеса остались
широкопрофильными, но стали более прочными, и, соответственно,
тяжелыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло.
Стоит отметить, что те самые первые "дутые" шины обеспечивали
аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой
механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин
низкого давления пришлось уйти, появилась и механическая подвеска.
Первые трехколесники использовались, в основном, в развлекательных
целях. Только в 1982 году все та же Honda представила модель ATC200E
Big Red, которая уже имела и подвеску, и багажники, и могла
использоваться уже не только для развлечения, но и в сугубо
практических целях. Так появилась первая утилитарная модель трицикла.
Возможность проехать там, где любые другие транспортные средства
застревали, сделала эти аппараты популярными среди охотников в США и
Канаде, а также среди любителей погоняться в естественных природных
условиях. Вскоре свои модели стали представлять и другие производители
кроме Honda.
Правда, стоит отметить, что сделав свой первый трицикл, Honda так
удачно его запатентовала, что стала монопольным владельцем прав как на
конструкцию, так и на расположение двигателя. Поэтому копировать
аппарат было крайне сложно – приходилось вносить изменения, которые
делали его непохожим на хондовский оригинал, а это удавалось не всем и
не всегда.
Первые трициклы долгое время отличались маломощностью – оно и
понятно, зачем мощь аппаратам развлекательного характера. Но уже в 1981
году Honda представила свою топовую модель трехколесника - ATC250R – с
полноценной подвеской, 248-кубовым 2-тактным мотором, пятискоростной
трансмиссией с ручным переключением и передними дисковыми тормозами. В
1983 году появилась спортивная модель ATC200X уже с 4-тактным
двигателем.
В 1980-х сразу несколько крупных японских производителей (Yamaha,
Kawasaki), за исключением Suzuki, ринулись в ту же нишу, пытаясь
потеснить Honda на рынке трициклов, но им не удалось продать особо
много своих машин – Honda прочно заняла репутацию основного и почти что
единственного производителя трехколесных моторизованных транспортных
средств.
Компания Suzuki же пошла по другому пути. Она не стала пытаться
повторить успех Honda, а сделала ставку на все то же самое, только на
четырех колесах. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году,
это была модель QuadRunner LT125. Он позиционировался как
"развлекательная модель для начинающих". Уже спустя три года появился
первый настоящий конкурент трициклов – модель Suzuki LT250R QuadRacer.
Он отличался достаточно сложной конструкцией подвески, разработанной
специально для долгих вояжей, 2-тактным двигателем с жидкостным
охлаждением, и поначалу 5-и, а потом 6-скоростной трансмиссией с
полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже не для
"игрушек", а для вождения опытными водителями.
Год спустя, в 1986, Honda ответила своим квадроциклом - FourTrax TRX250R. Свой аналог сделала и Kawasaki.
В 1987 Yamaha представила новую модель четырехколесника с высокими
эксплуатационными характеристиками. Это был аппарат Banshee 350,
который позаимствовал силовой агрегат (2-цилиндровый, 2-тактный, с
жидкостным охлаждением) у дорожного мотоцикла RD350LC. Это дало
дополнительную мощность, до тех пор квадроциклам неведомую, но в то же
время увеличило вес аппарата и снизило его управляемость в грязи. Тем
не менее аппараты Banshee оставались до самого последнего времени очень
популярными, особенно среди любителей ездить по песку.
Вскоре после появления Banshee в 1987 Suzuki выкатила свою бомбу –
модель LT500R QuadRacer. Двигатель стал еще мощнее, объем увеличился до
500 кубиков. Этот ATV заработал прозвище "Квадзилла" (по аналогии с
Годзиллой) за свою мощь и скоростные характеристики. Во время тестов он
показал максимальную скорость в 130км/ч и стал по тем временам самым
быстрым квадроциклом на планете. Правда, уже в 1990 Suzuki прекратила
выпуск этой модели, и "Квадзилла" стал настоящей легендой среди
ценителей квадроциклов.
Одновременно стало набирать обороты и утилитарное направление
развития квадроциклов. Производители убедились в том, что эти машинки
можно использовать не только для развлечения, но и в сугубо
практических целях. В 1986 году Honda представила модель FourTrax
TRX350 4x4, положив тем самым начало эре полноприводных квадриков (до
того все они были заднеприводными). Вслед за Honda к той же теме
обратились и другие производители, и с тех самых пор полноприводные
модели квадриков остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими
пользуются охотники, фермеры, владельцы ранчо, рабочие на
стройплощадках, и т.д.
В конце 1980-х трициклы практически окончательно сдали позиции под
натиском четырехколесников. Причем стоит отметить, что произошло это не
столько из-за эксплуатационных характеристик, сколько из-за вопросов
безопасности. Как известно, в США данному аспекту уделяется очень много
внимания, а учитывая, что США были и остаются одним из ведущих рынков
ATV, их мнение в данном вопросе фактически было решающим.
Поэтому в 1987 году в соответствии с соглашением, заключенным между
ведущими производителями мототехники и Американской комиссией по
безопасности потребительской продукции (U.S. Consumer Product Safety
Commission), производство трехколесных моделей было полностью
прекращено на американском рынке (и для оного), и почти полностью – на
мировом. Было решено, что трехколесные модели, во-первых, обладают
большей склонностью к опрокидыванию набок (из-за того, что их нужно
было значительно более аккуратно заводить в поворот, нежели
четырехколесные), во-вторых, значительно легче переворачиваются назад
(из-за того, что вес задней части аппарата стабильно больше, чем
передней). При этом трехколесные аппараты были очень популярны среди
любителей погоняться, в первую очередь, из-за своего значительно
меньшего по сравнению с квадроциклами веса. Действие соглашения
закончилось в 1997 году, но, тем не менее, трициклов на рынке
по-прежнему очень мало.
С момента появления мотовездеходов в 1970-х годах и вплоть до
середины 1980-х объем продаж этой техники постоянно рос, и в первую
очередь, в США. В 1986г. этот показатель достиг пика в 535 тыс.
проданных квадроциклов, после чего в течение следующих пяти лет их
популярность стала резко падать. В 1991 году в США было продано всего
147 тыс. квадроциклов. Однако после этого мотовездеходы вновь начали
набирать популярность и к 2006г. объем годовых продаж ATV в США достиг
782 тыс. аппаратов.
|