Спортбайкерская "библия"
Автор: Статья журнала "Мото", редактор Prosac
Если бы байк мог говорить, он время от времени просил бы
неумудренного водителя никогда на него не садиться. Знаете, почему? Как
неопытный пассажир, в потугах помочь наклонить мотоцикл в повороте,
создает проблемы пилоту, так и водитель порой невольно создает проблемы
байку.
Например, большинство начинающих спортбайкеров, насмотревшись
мотогонок по телевизору (причем смотрели невнимательно), пытаются
свешиваться и рулить одновременно. Грубейшая ошибка! Она приводит к
рысканью мотоцикла на входе в поворот. Правильная "технология" действий
на входе в поворот такова. Займите "свешенное" положение до начала
руления, причем так, чтобы не пришлось изменять позицию до выхода из
поворота. Закрепитесь на байке - прижмите "внешний" мотобот или всю
ногу к раме (можно также прижать колено к баку). И только теперь можно
начать рулить.
В S-образных поворотах нельзя осуществлять руление в момент
перемещения тела с одной стороны байка на другую, то есть при
"перекладке" - так можно вызвать сильнейшее рысканье. А если еще и
рулить, одновременно используя руль в качестве опоры для тела, - вообще
беда.
О руках. Если руки сильно устают при езде по дороге или на трассе со
множеством поворотов, значит, посадка и действия рук однозначно
неправильные. Не держите руль мертвой хваткой - больше доверяйте
мотоциклу. Сильное сжимание рукояток руля - действие неосознанное,
собственно, оно и есть проявление инстинкта самосохранения № 2 (ИНС-2).
Как с ним бороться? Да просто расслабьтесь! Согласен, сделать это очень
сложно, и стопроцентного эффективного совета, как обмануть ИНС-2, не
существует. Можно советовать только одно: вам нужно прийти к пониманию
происходящих процессов.
А суть вот в чем. При движении мотоцикла переднее колесо в той или
иной степени рыскает всегда (не буду углубляться в научные дебри -
поверьте Кейту и мне на слово). Можно и нужно ли с этим явлением
бороться? Во-первых, вряд ли у кого-то хватит физических сил, а
во-вторых, если все-таки удастся это сделать, начнется такой
"расколбас", что байк выйдет из-под контроля. Кстати, если в
подшипниках рулевой колонки люфтов нет и подвеска работает нормально,
то рысканье не передастся на раму мотоцикла. С другой стороны,
находящийся под воздействием ИНС-2 водитель "замыкает" рысканье
передней вилки через себя на раму. Живой пример - езда на кроссовом
мотоцикле по песку. Жесткая хватка руля - прямой путь к падению. Стоит
ее ослабить - и ход байка сразу стабилизируется, хотя передняя вилка
будет интенсивно "шевелиться". Смысл всего вышеизложенного можно
сформулировать и так: если пилот расслаблен - рыскает только передок,
стоит хоть чуть напрячься, - колебания через тело передадутся на весь
мотоцикл.
К тому же слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять
траекторию в повороте. Помимо прочих причин этого явления, пилот давит
на "внутреннюю" рукоятку руля сильнее и как бы сам "выруливает" наружу.
Что касается модных сейчас рулевых демпферов, то они уменьшают
амплитуду и интенсивность рысканья. Устройство, безусловно, полезное.
Но если со всей дури зажать руль руками, не поможет и самый "крутой"
демпфер.
Преодолеть инстинкт очень трудно. Единственный способ "не мешать вилке работать": расслабьтесь и получайте удовольствие.
Эргономика современных спортбайков устроена так, как она устроена, и
это отнюдь не по воле художников. Сиденье с упором сзади лучше
удерживает пилота при интенсивном разгоне, значит, он может не
цепляться за руль на пределе сил. Широкий бензобак позволяет локтям
опираться на него в повороте. Боковые выштамповки на том же бензобаке
служат опорой для коленей, что опять-таки разгружает руль. На высокий
бак можно лечь грудью - с тем же успехом. Смещенные назад подножки дают
более надежную опору при перемещениях. А раздельный регулируемый руль
типа clip-on можно установить таким образом, что аэродинамика объекта
"пилот-мотоцикл" станет оптимальной, да и нагрузка на рукоятки будет
слабее. Правильное использование всех этих особенностей эргономики
обеспечит взаимопонимание с байком.
Многим пилотам мешает встречный поток воздуха, и они еще и поэтому
до одеревенения мышц держатся за руль, превращаются в несгибаемый
памятник - и туловище становится парусом. А надо "залечь" пониже -
сопротивление воздуха тогда не помешает. В скоростных поворотах при
свешивании выставленное колено тоже начинает "парусить", так что лучше
держать ногу поближе к мотоциклу.
Если начинается "расколбас" руля на разгоне, значит, пилот слишком
сильно в него вцепился. Вот упор на сиденье и предназначен для опоры
тела. А представьте себе, что переднее колесо еще и взмыло в воздух!
Что случится при его приземлении? Догадайтесь с трех раз, если знаете,
что положение колеса сбито "расколбасом"… Ко всему прочему, напряженная
посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляют голову
"дрожать" - отсюда "размытая картинка". С нею можно и дорогу
"потерять", а вслед и голову… Так что слишком крепкая хватка руля в
сочетании с общей напряженностью вызывает целую кучу нежелательных
ездовых эффектов. Релаксируйте!
И еще о руках, только в другом контексте. Запомните, байк сам по
себе в движении невероятно стабилен, если пилот ему не мешает.
Рассмотрим распространенный случай - снос заднего колеса в повороте.
Большинство "гонщиков" не подозревает, что мотоцикл сам автоматически
компенсирует занос. Когда начинается снос заднего колеса, переднее
движется в ту же сторону - в сторону заноса. Причем колесо
поворачивается ровно на тот угол, какой необходим для стабилизации
движения. Вас может сбить с толку автомобильный опыт: когда на
скользкой дороге заносит зад автомобиля, передние колеса, усугубляя
ситуацию, как бы норовят "взглянуть" внутрь поворота, и водитель должен
суметь вовремя повернуть руль (а с ним и колеса) в сторону заноса.
Байкеру этот условный рефлекс драйвера вреден!
При сносе байка срабатывает ИНС-2, и пилот с хорошей реакцией
оказывается в наибольшей опасности. Удерживая руль от поворота в
сторону заноса (байк, повторюсь, делает это автоматически), водитель
провоцирует разворот вокруг точки контакта переднего колеса с дорогой.
Автомобиль в таком случае просто развернется, а мотоцикл выбросит
седока из седла и перевернется - это называется хайсайд. Да, забыл, еще
ведь включится и ИНС-1 (сброс газа) - и мотоцикл превратится еще и в
катапульту. Так что не мешайте умнейшей конструкции самой исправлять
положение. В крайнем случае, можно использовать свешенное для опоры
колено.
Словом, больше доверяйте мотоциклу - он ничего плохого вам причинить не хочет.
|