Когда человек покупает
мотоцикл, то помимо положительных эмоций он приобретает также и много
вопросов. На основные из них я отвечу в этой статье.
Итак, с чего начать? Да с самого простого, что известно любому опытному мотоциклисты и неизвестно новичку.
Первое о чем мы хотим рассказать — это запуск двигателя.
Чтобы двигатель заработал, ему необходимо создать определенные
условия. Допустим, что мотоцикл полностью исправен: компрессия в норме,
карбюраторы почищены и отрегулированы, свечи «рабочие», аккумулятор
заряжен. Завести мотор в таком случае проще простого: если двигатель
холодный (т.е. после того, как его заглушили, прошло более 3-х часов),
то необходимо включить обогатитель топливной смеси («подсос»), который
чаще всего располагается на левой рукоятке, на пульте управления
светом, сигналом и поворотниками. Это небольшой рычажок с надписью «CHOKE».
Также «подсос» может находиться в непосредственной близости от карбюраторов, или на верхней траверсе.
Итак, вы включаете «подсос» до конца, проверяете, что кнопка аварийного выключения зажигания
находится в положении «RUN» (располагается на пульте правой рукоятки), проверяете, стоит ли топливный кран в правильном положении — «ON» или «RES»
, включаете зажигание (должны загореться контрольные лампочки
нейтральной передачи — зеленая, и давления масла — красная) и нажимаете
на кнопку стартера, которая находится на правом пульте (рис. *) (у
мотоциклов Suzuki ко всему необходимо при этом выжать сцепление).
Двигатель обязательно заведется после непродолжительного вращения
стартера (не стоит его «перекручивать»)!
При включенном обогатителе обороты составят порядка 3-х – 4-х тысяч
— как раз то, что требуется для правильного прогрева. Дайте поработать
двигателю в таком режиме несколько минут, после чего отключите
обогатитель.
Запуск горячего двигателя отличается лишь тем, что вам НЕ НАДО ВКЛЮЧАТЬ ПОДСОС!!! В остальном все действия идентичны.
Теперь мы расскажем вам о том, как пользоваться топливным краном.
Начнем с небольшого примера.: Начинающий мотоциклист, только недавно
ставший обладателем двухколесного чуда техники, двигался по МКАДу.
Ничто не предвещало неприятностей — мотоцикл только что прошел полное
техническое обслуживание в нашем сервисе. Как вдруг, при очередном
обгоне, мотоциклист почувствовал резкое ухудшение тяги, рывки. Через
несколько секунд двигатель заглох окончательно. К счастью, час был
поздний, автомобильный поток был не так плотен, как днем, и нашему
герою удалось благополучно остановиться у обочины, где его голову
поочередно стали посещать самые черные мысли: сгорели «мозги», механики
не отрегулировали карбюраторы, да и вообще, впарили сломанный
мотоцикл!!!
Каково же было его удивление, когда, позвонив продавцу мотоцикла и
обвинив его во всех смертных грехах, он услышал суровый ответ:
«дружище, а ты проверял в каком положении находится топливный кран на
твоем мотоцикле? Включи-ка резерв, дружище!!!». Резерв был включен,
мотоцикл завелся и радостно ошарашенный владелец ожившего байка
устремился на заправку!
У топливных кранов, как правило, несколько положений. Чаще всего — это «ON», «OFF» и «RES». Бывает только «ON» и «RES», встречается вариант с «ON», «RES» и «PRI»
В положении «ON» топливо поступает не с самого дна бака и
если бензин закончился в этом положении крана, то, переключившись на
резерв (положение «RES» соответственно) вы воспользуетесь небольшим
запасом топлива и спокойно доедете до АЗС. Не забудьте после заправки
опять установить кран в положение «ON».
Хотелось бы особо отметить, что на мотоциклах последних лет выпуска,
топливный кран, как правило, не имеет ручного управления. В таком
случае на мотоцикле обязательно присутствует датчик уровня топлива (как
в автомобилях) и все что вам остается делать, дабы не остаться без
бензина — следить за его показаниями.
Часто от покупателя можно услышать такой вопрос: «Что я должен делать с мотоциклом сам в процессе эксплуатации?»
Все необходимое делают механики во время обслуживания, но есть вещи,
из-за которых ехать в сервис просто смешно, о них должен заботиться сам
мотоциклист.
Во-первых, не забывайте каждую 1000 км пробега проверять уровень
масла. Для этого в картере двигателя есть контрольное окошко или
масляный щуп (рис. *)(рис. *). Уровень масла не должен опускаться ниже
отметки «MIN» — это нижняя метка в окошке и на щупе!
Во-вторых, необходимо периодически смазывать цепь (если конечно у
вас передача не карданом или ремнем). Делать это требуется каждые 500
км пробега, а также после любой поездки в дождь.
Процесс довольно прост: покупаете цепную смазку в аэрозоли, которой
предостаточно в любом мотомагазине, и распыляете ее на цепь .
Также, два три раза за сезон проверяйте давление в шинах. В переднем
колесе обычно 2,3 – 2,5 бар, в заднем — 2,5 – 2,8 бар. Или посмотрите
на наклейку, что на заднем маятнике — там всегда указано необходимое
давление.
Не смотря на то, что подкачивать шины требуется не так часто,
необходимо завести привычку: перед каждой поездкой проводить беглый
визуальный осмотр колес. Ведь бывает, что и на въезде в гараж можно
получить небольшой прокол, а на следующий день отправиться в путь на
слегка подспущеном колесе. В таком случае ваша поездка может
завершиться в первом же повороте…
Разумеется, это касается не только резины, но и всех жизненно важных деталей вашего мотоцикла.
И ещё один нюанс, иногда у мотоцикла бывает перетянут трос сцепления
(нет свободного хода), в этом случае сцепление может начать буксовать!
Мотоцикл будет вяло разгонятся, не будет развивать максимальную
скорость. Сцепление быстро "сгорит", а также испортиться масло и
двигатель может выдти из строя! Что бы этого не произошло надо
проверить свободный ход сцепления вашего мотоцикла это не сложно: итак
как видно на фото у рычага сцепления там где трос выходит из ручки есть
регулировочный болт (он регулируется руками) надо ослабить контрогайку,
и вращая болт выставить свободный ход. Он должен состовлять от 3 до 5мм
на невыжатом рычаге.
Всегда помните, что, иногда, невыполнение очень маленьких действий
приводит к очень большим неприятностям (и хорошо, если только
финансовым).
Добрых дорог!
Иллюстрации
- CHOKE +
- Подсос у карбов +
- Подсос на верхней траверсе
- Кнопка аварийного выключения зажигания +
- Топливный кран ON
- Топливный кран OFF
- Кнопка стартера +
- Контрольное окошко в картере
- Масляный щуп
- Распыление масла на цепь
|