Тормозные колодки (ах,
подлые!) имеют привычку изнашиваться. И когда приходишь в магазины
мотозапчастей за заменой, то обнаруживаешь, что выбор - ого-го! А ценой
они разные. И что прикажете делать?
ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОВЕРЕННОМУ Нет
смысла гоняться за «оригинальными». Как правило, колодки изготавливают
считанные специализированные «тормозные» фирмы, но в торговлю они
поступают с разными этикетками. То, что многие называют «оригиналом»,
всего лишь упаковано в коробочку с логотипом производителя мотоцикла,
который и задирает цену -«за лейбл». Если колодки меняете в сервисе, то
расслабьтесь и примите выбор здешних специалистов - они предложат
продукцию одного-двух, зато проверенных изготовителей. Из наиболее
популярных, как правило, называют (в порядке «убывания» по рейтингу)
Nissin, Ferodo, Vesrah, Good-ridge (для супермотардов и кроссовых
мотоциклов), Lucas и Tokico,правда, последние в Россию завозят редко. Мы
обошли несколько магазинов, расспрашивали продавцов о свойствах
предлагаемого ими товара. Наиболее полную информацию нам предоставили о
Ferodo и Nissin, кое-что мы узнали про Lucas и Vesrah. Об остальных -
почти ничего. Часто к одному и тому же суппорту подходят колодки, в
«именах» которых отличие лишь в буквенном обозначении, а случается и
вовсе только цветом краски на металлической основе. В чем их разница по
существу, можно узнать из каталогов производителей (они в магазинах,
как правило, есть). Обычно эта информация носит рекламный характер.
Пропустите мимо сознания восторженные фразы о выдающихся качествах
товара и попытайтесь добраться до сути. Что мы и постарались сделать. Прежде
всего, колодки следует разделить на типы: универсальные, для бездорожья
и спортивные. Сразу оговоримся: каждый тип хорош, но по-своему. Вместе
с тем, при высоких показателях одного свойства обычно ухудшается
другое. Покупайте те колодки, характеристики которых подходят именно
вашему мотоциклу и вашей манере езды. Тормозные
колодки Ferodo (в данном случае для Kawasaki KX5001989-95 г.в.) по
цвету все хороши. Приобретая их, смотри обозначение на металлическом
основании: А - универсальные Р; Б - DRC 393 (группы DX) для пустыни; В
- для мокрого бездорожья SG.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ Каждая
из фирм выпускает простейшие колодки, предназначенные, в первую
очередь, для скутеров и мотоциклов с двигателями малого рабочего
объема. Их можно установить и в суппорт заднего колеса современных
аппаратов с рабочим объемом до 600 см3.
На
мотоциклы Yamaha от TZR125RS до FDR1300 можно установить колодки разных
типов. Например, фирма Nissin предлагает для 125-ки и для 1,3 литра NS
(синие), ST (желтые) или RS (красные). На ST с обратной стороны
пластины наносится серое керамическое покрытие. Оно защищает от тепла
разогретых колодок суппорт и, следовательно, тормозную жидкость.
Мотоцикл с ними не остановится «как
вкопанный». Иногда оно и к лучшему - начинающий водитель не заблокирует
колеса, а значит, не вылетит из седла, избежит аварии. Достоинства
таких деталей: они долговечны, «бережно относятся» к тормозному диску, недороги. К этому типу относятся детали с обозначением S (Ferodo) и SS (Nissin). Следующая
группа может справедливо называться суперуниверсальными - они пригодны
для большинства мотоциклов,эксплуатируемых в самых разных условиях.
В диаграмме фирмы Nissin найдите на
горизонтальной оси рабочий объем мотоцикла. Затем, учитывая назначение
мотоцикла, «отправляйтесь» по вертикальной оси либо вверх - если ездите
по асфальтированным дорогам, либо вниз, если ваша стихия - бездорожье.
При исследовании графика вы встретите один или несколько овалов,
которые очерчивают зону применяемости того или иного типа колодок.
Вблизи от горизонтальной оси расположены зоны более или менее
универсальных деталей, сверху и снизу - узкоспециальные.
Тормозят они лучше колодок предыдущей
группы, но изнашиваются быстрее. Обозначаются так: Р (Ferodo) и NS
(Nissin). Представлен в этой группе и товар фирмы Vesrah. Быстрее
всего остановят мотоцикл самые дорогие из универсальных - с
обозначением ST (Ferodo и Nissin) и Sintered metal (Vesrah). Всем они
хороши, да только непомерно быстро «съедают» диски (а если диски
чугунные, то вовсе не могут «работать»). С этим недостатком придется
смириться байкерам, предпочитающим спортивный стиль езды, а также
владельцам тяжелых туреров вроде Honda Gold Wing -именно на них
рассчитаны отличные тормозные свойства этих колодок. А при езде в дождь
им вовсе нет равных, кроме разве что SG (Ferodo), о которых чуть позже.
Несмотря на желтый цвет, эти колодки фирмы Nissin относятся к группе ST-MX. Их устанавливают на десятки мотоциклов типа эндуро с рабочим объемом I от 50 до 650 см3.
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ В
этой группе существует разделение, связанное с особенностями
бездорожья, ведь одни носятся по пустыне или пляжу, других хлебом не
корми - дай залезть в болото. При форсировании рек (и вообще в сырую
погоду) лучше других себя покажут колодки с обозначением SG (Ferodo) и
ST-MX (Nissin). Их и придумали специально для «работы» с мокрым
тормозным диском. Но не теряют качеств и в сухую погоду. За эту
универсальность приходится дорого платить - и в прямом смысле, и в
переносном - быстро изнашиваются тормозные диски. Чугунные диски в паре
с ними устанавливать не рекомендуют. При катании в пустыне тормозам
приходится не сладко: песок так и норовит внедриться в мягкий
фрикционный состав накладки и «съесть» диск, а высокая температура
воздуха помогает «вскипятить» тормозную жидкость. Специально для этих
условий разработаны колодки с обозначением DX (Ferodo) и GS (Nissin).
Они хорошо противостоят агрессии абразивных частиц песка и служат
теплоизолятором. Впрочем, свойство теплового протектора -палка о двух
концах: тепло, выделяющееся при торможении, не доходит до тормозного
суппорта, а значит, не нагревает тормозную жидкость. Это хорошо, но
лишь постольку, поскольку меньше шансов, что она закипит. А плохо то,
что при частом и интенсивном торможении перегревается диск - его может
покоробить, и при торможении вы ощутите на рычаге или педали мелкую
дрожь. Выручает то, что при езде по песку тормозить нужно гораздо реже,
и удачно подобранные диски в паре с этими колодками работают намного
дольше. И еще: фирма Ferodo предупреждает, что после «купания»
эффективность торможения ощутимо снижается.
Комплект колодок Nissin типа ST для двухдискового переднего тормоза Suzuki RMX250.
Рекомендовать какой-либо определенный
тип колодок для любых условий нельзя: каждые хороши только в тех
условиях, для которых созданы. Те, что отлично тормозят, быстро
«съедают» диск, да и сами быстро изнашиваются. А у долговечных и
сберегающих диск может не хватить силенок, чтобы остановить тяжелый
мотоцикл. Предназначенные для пустыни не справятся со своими
обязанностями под дождем, а созданные для «болотных» покатушек среди
барханов тормозить будут хуже и «сожрут» диск впившимся в них песком.
ДЛЯ СПОРТА Из
мира спорта к байкерам пришли детали с обозначением СР911 (Ferodo) и RS
(Nissin). Они обеспечивают великолепное замедление, но при одном
условии; диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только во
время соревнований, когда энергичные разгоны чередуются с интенсивными
торможениями. При обычной езде, как не усердствуй, поддерживать высокую
температуру этих деталей не удастся. В холодном же виде эти колодки
настолько «никакие», что изготовители запрещают использовать их на
дорогах общего пользования. Спортсменам напомним: в паре с СР911 и RS
способны «работать» только специальные диски, которые не коробятся и не
теряют прочность при высоких температурах. Но будьте готовы к тому, что
эти колодки и сами быстро износятся, и беспощадно «расправятся» с
диском. И еще. Одно из качеств, по которым оценивают тормозные колодки,
- уровень шума при торможении. Так вот именно эти колодки шумят громче
всех. Цена «рейсинговых» комплектов ощутимо выше других. И еще одна
особенность, способная смутить байкера. Если у вашего мотоцикла спереди
два диска, будьте готовы к тому, что вам могут продать соответственно
два комплекта колодок с отличающимися деталями и номерами (чаще всего
для мотоциклов Suzuki и Kawasaki). He удивляйтесь: колодки в наборах
зеркально симметричны друг другу (под правый и левый диски).Hi
|